Вам доводилось когда-нибудь поднимать крышку капота, брать щуп и обнаруживать, что привычный янтарный цвет масла стал на порядок темнее? Уверен, если вы добросовестный водитель и время от времени интересуетесь «здоровьем» своего автомобиля, то доводилось. Пугаться потемневшего масла не стоит, оно ни чем не грозит двигателю и его можно продолжать использовать. Случается это от того, что практически все современные масла содержат моющие присадки, которые растворяют продукты неполного сгорания топлива. Проще говоря вымывают грязь. Масло защищает двигатель, оставляя мельчайшие частицы сажи во взвешенном состоянии. И чем грязнее двигатель, тем быстрее оно темнеет, однако не теряет своих смазывающих свойств.

Многих водителей тревожит, что масло почернело спустя уже несколько сотен километров пробега. В основном это зависит от качества топлива, его расхода и условий эксплуатации автомобиля. Некачественный бензин быстро расходуется и оставляет большее количество продуктов сгорания, нежели дорогое горючее. Так же следует отметить, что синтетика темнеет медленнее, нежели масла на минеральной основе.
Беспокоиться стоит в том случае, если вы проехали 5000 км, а масло так и осталось светлым — это значит загрязнения не отмыты и осели в двигателе. Его следует заменить, как и масло содержащее предельно допустимое количество взвешенных частиц. Однако не стоит делать этого исходя из собственных соображений. Интервалы замены масла в двигателе определяются производителями автомобилей, а не на глаз. Так же, существует поверие, что если в банках из одной партии масла различаются по цвету и запаху, то партия бракована. Это неверно. Производители в первую очередь уделяют внимание смазывающим свойствам товара, а не его цвету и запаху. К ним определённых требований нет, поэтому различия считаются нормальным явлением.
Более подробно рассказать о проблеме применения и замены моторных масел в двигателе мы попросили эксперта...
Комментарий эксперта:
- Какие ещё бывают причины потемнения масла(брак, прорыв продуктов сгорания в картер двигателя, разные марки масел)?
Потемнение масла может быть вызвано также тем, что некоторые масла изготовлены из некачественной основы и содержат малые количества присадок, в результате окисления (а масло всегда взаимодействует с кислородом воздуха) происходит химическая реакция и масло меняет свой цвет на более темный.
Также не стоит забывать о том, что при замене масла в двигателе остается от 5 до 15% старого масла (в зависимости от конструкции) и это старое темное масло, также действует, как краситель на свежее масло.
- Можно ли на глаз определить, что масло пора менять?
Нет, на глаз определить пора менять масло или нет можно лишь в исключительных случаях – либо масло очень сильно загустело, либо в нем видны невооруженным глазом посторонние частицы. При средних условиях эксплуатации – понять выработало ли масло свой ресурс или нет – возможно только в результате лабораторных испытаний. На цвет, запах, вкус – этого сделать нельзя.
- Есть ли средняя для всех автомобилей периодичность замены масла в двигателе?
Вы сейчас спрашивает у меня «о средней температуре по больнице». Средней для всех автомобилей периодичности замены нет. Интервал смены масла рассчитывается производителем двигателя и зависит от большого количества параметров – конструкция ДВС, топливо, нагрузки на машину и так далее. Также эксплуатация автомобилей различна – это спортивные лихачества – перевозка детей в сад например.
- Что будет если не поменять масло в срок?
Незначительные перебеги нежелательны, но допустимы, а вот при длительном интервале замены масла в двигателе возможно проявление негативных последствий – загустение масла, что вызовет проблемы с прокачиваемостью по системе смазки, в масле накопятся абразивные частицы, которые будут вызывать интенсивный износ, масло будет разлагаться с образованием различных продуктов, которые будут оставаться на деталях ДВС – это и лаки, и нагары, которые будут ухудшать температурные режим работы ДВС, приводя в том числе и к потере подвижности деталей – например поршневых колец.